Обеспечение устойчивости автомобильных дорог в криолитозоне


Фото: Доля Сергей/GeoPhoto

Вследствие глобального изменения климата отмечается ускорение процессов деформации автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты. Обеспечение устойчивости автомобильных и железных дорог в криолитозоне является одной из наиболее сложных задач, поставленных учёными – мерзлотоведами, инженерами транспорта и строителями. Ещё в 1889 г. Л.А. Ячевский в своём докладе «О вечно мерзлой почве Сибири» говорил о практическом значении исследования мерзлых пород при строительстве железных дорог и о необходимости расширения теоретических знаний по этому вопросу. Специфичность самого феномена вечной мерзлоты и опыт использования мёрзлых грунтов в качестве оснований определяет основные причины и некоторые факторы деформаций сооружений. Следует отметить быструю деградацию мерзлоты при снятии растительного покрова и переувлажнении поверхности грунтов.

Деформации, вызванные процессами тепловой осадки и пучения грунтов, в регионах распространения многолетнемерзлых пород (ММП) и глубокого сезонного промерзания, происходят существенно быстрее и имеют больший масштаб, чем в условиях распространения талых грунтов. Большую опасность для движения и устойчивости полотна создают наледи, в значительном количестве появляющиеся около земляного полотна [1].

Накопленные данные об эксплуатации автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты показали, что полученные в прошлом столетии общие технические наработки не позволяют учесть существующие геокриологические условия и спрогнозировать их динамику.

В 2012 году на Р-297 «Амур» было зарегистрировано 313 дефектов покрытия. Дорожники на следующий же год ликвидировали более 100 из них, ежегодно продолжали эту работу, но количество деформаций росло с угрожающей скоростью, к 2015 году их стало уже 504. Просадки земляного полотна появлялись ежегодно десятками. В основном — возле водопропускных труб, на подходах к мостам, на высоких насыпях, в нулевых точках, в местах устройства кюветов, на болотистой местности и в области распространения в подошве насыпи курумников («каменной россыпи»). То есть там, где поверхностные и грунтовые воды фильтруются через насыпь и нижележащий грунт.

Чтобы повысить безопасность дорожного движения и надежность дорожных конструкций, возводимых на мерзлых грунтах, Федеральное дорожное агентство Росавтодор Распоряжением № 1759-р от 30.04.2021 утвердил план мероприятий (дорожную карту) по организации мониторинга состояния участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих по территории распространения многолетнемерзлых грунтов криолитозоны для адаптации к изменениям климата.

На примере автодорог федерального значения А-331 «Вилюй», Р-504 «Колыма», А-360 «Лена», Р-297 «Амур» Росавтодор совместно с профильными научно-исследовательскими организациями разрабатывает систему мониторинга.

Новизна этой работы — в параллельной реализации геокриологического мониторинга и прогнозирования неблагоприятных процессов. Предполагается комбинировать возможности локального наземного мониторинга и дистанционного зондирования земли при контроле состояния грунтового основания автодорог в условиях вечной мерзлоты.

Основная задача - это разработка системы мониторинга инженерно-геокриологических условий для контроля состояния и эффективной эксплуатации автодорог. Система геотехнического мониторинга автодорог криолитозоны должна включать в себя мониторинговые стационарные посты и устройства для размещения на ключевых участках дорог в различных инженерных геокриологических условиях. Информация, получаемая с этих постов, — о параметрах водно-теплового режима, процессах в полосе отвода, микродеформации дорожной одежды — позволит контролировать состояние дорожной конструкции и прогнозировать динамику деформационных процессов уже на самой ранней стадии их развития. С помощью такого мониторинга следует разрабатывать и осуществлять превентивные мероприятия для корректировки и поддержания мерзлотно-грунтовых условий дороги.

Первый этап реализации дорожной карты предусматривает разработку и утверждение методических рекомендаций по организации инженерно-геокриологического мониторинга и оборудованию соответствующих постов в полосе отвода автомобильных дорог криолитозоны.

Основные задачи, которые придется решить при разработке рекомендаций:

  • выявление причин образования деформаций дорожных конструкций;
  • разработка подходов к контролю состояния грунтового основания автодорог и прогнозированию неблагоприятных процессов на сложных участках автодорожной сети криолитозоны;
  • исследование влияния температурных условий эксплуатации на вязко-пластично-упругие свойства асфальтобетонных слоев в условиях криолитозоны;
  • определение параметров напряженно-деформированного состояния дорожной одежды с его мониторингом в различные периоды года;
  • отработка методики геокриологического и геотехнического мониторинга на отдельных ключевых участках, представляющих особый интерес либо в наибольшей степени затронутых неблагоприятными геокриологическими процессами, находящихся в пределах контрастно различающихся ландшафтов.
Особенностью мониторинга в мерзлых породах является то, что опасные геокриологические процессы могут протекать в многолетнемерзлых породах даже при их мерзлом фазовом состоянии. Это делает их подвижными, чутко реагирующими на изменение внешних условий, что приводит к изменению их строения и свойств. Подробно об этом можно прочитать в статье "Изучение многолетнемерзлых газонасыщенных пород" .

Основные деформации на автодорогах в зоне вечной мерзлоты — неконтролируемые просадки и неравномерные осадки оттаивания, расползание насыпи земляного полотна, оползание обочин и откосов, разрушение откосов под влиянием термоэрозии, морозного пучения и процессов наледеобразования, солифлюкция на пологих склонах вдоль дороги. Кроме того, в процессе эксплуатации, в дорожных одеждах возникают собственные деформации и дефекты, обусловленные климатическими и геокриологическими условиями.

Необходимость разработки методического руководства вызвана значительным пробелом в действующей нормативной базе, связанной с эксплуатацией автомобильных дорог на территории криолитозоны России. Этот пробел выражен в отсутствии комплексного подхода к получению и обработке данных изысканий и мониторинга. За рубежом ситуация выглядит более благополучной, но зарубежный опыт не может быть применён в России без существенной переработки. Все существующие документы нацелены на изыскания, что не пригодно для целей мониторинга.

В существующей системе нормативных документов требования к проведению изысканий, проектирования и строительства автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты регламентируются положениями свода правил СП 313.1325800.2017. В меньшей степени это сопутствующие документы: ОДН 218.046-01, ПНСТ 542-2021, ОДМ 218.8.001-2009 «Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства», ОДМ 218.8.002-2010 «Методические рекомендации по зимнему содержанию автомобильных дорог с использованием специализированной гидрометеорологической информации (для опытного применения)», ОДМ 218.6.2.001-2020 «Методические рекомендации по оснащению искусственных сооружений на автомобильных дорогах системами обеспечения противогололёдной обстановки».

В результате проведения инженерно-геологические изысканий, в том числе в зоне распространения многолетнемерзлых грунтов для строительства автомобильных дорог, должна быть получена полная комплексная характеристика инженерно-геологических условий района изысканий. Такая характеристика должна включать оценку геологического, геоморфологического, гидрогеологического строения района, инженерно-геологических, геокриологических условий, развития природных и техногенных инженерно-геологических процессов и явлений, криогенных процессов, строения и свойств грунтовой толщи района изысканий. Наряду с этим, важнейшей задачей инженерно-геологических изысканий является прогноз изменения строения и свойств грунтов, геокриологических условий и развития инженерно-геологических и криогенных процессов, необходимость которого определяется во всех рассмотренных нормативных документах, регламентирующих проведение изысканий. Такая оценка может быть получена по результатам комплексных исследований, включающих анализ ранее выполненных исследований, климатических, геокриологических, гидрологических и гидрогеологических условий, дешифрирование материалов дистанционных съемок, полевых наблюдений, полевых и лабораторных определений строения и свойств грунтов, районирования территории по условиям залегания и возможности развития инженерно-геологических процессов различной природы и других видов и методов исследований.

Важнейшее место среди таких исследований занимают лабораторные исследования строения и свойств грунтов, результаты которых должны служить основой для обоснования прогноза изменения инженерно-геологических условий и развития природных и техногенных процессов, влияющих на устойчивость и безопасность инженерных сооружений и объектов, в том числе автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры. Виды и методики лабораторных исследований грунтов регламентируются нормативами ГОСТ, и эти требования должны быть специально рассмотрены более подробно.

В итоге методические рекомендации будут содержать:

  • перечень контролируемых при мониторинге параметров;
  • рекомендации по оборудованию режимных наблюдательных постов на ключевых участках автодорог в криолитозоне;
  • рекомендации по выбору мест их размещения в полосе отвода автодороги;
  • рекомендации по использованию дистанционного зондирования земли;
  • рекомендации по сбору, накоплению и анализу поступающей при мониторинге информации с целью ее использования в инженерных расчетах и прогнозе эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
Срок окончания научно-исследовательской работы по созданию методических рекомендаций — IV квартал 2022 года. Полученный документ будет содержать порядок организации наблюдений за состоянием массивов многолетнемерзлых грунтов при мониторинге, определять необходимый набор и формат контролируемых параметров, а также рекомендации по их анализу и использованию в инженерных расчетах и прогнозе эксплуатационного состояния автодорог. Система сбора и обработки результатов мониторинга позволит эффективнее проектировать, строить, ремонтировать и эксплуатировать автодороги.

Автор: Дернова Е.О.


Список литературы

1. Чекотилло А.М. Наледи и борьба с ними. — М.: Дорожное издательство ГУШОСДОРа НКВД СССР, 1940. — 133 с.

2. А. Копотилов Дорожное  строительство в криолитозоне// Дороги России.  2021. № 5 (125). С. 10-22. 
images of sania videosbang.mobi hornbuny نيك زنجي arabpornmovie.com ارشيف قصص سكس hindisexistory dunato.mobi tripura film kamasuthra movie pornospider.com sexy photos of shreya tamilsex.asia collegeporntrends.com youx videos
سكس ام نائمه yousexeporno.com افلام جنس مصريه vidmat pornfactory.info deshi sexy shalu menon xvideos mochito.mobi nayanthara hot marath xxx fistingporntrends.com shandar film song سكس حريم كبيره arabic-porn.net فلاحه مصريه سكس
www.xnxx viedo pornvideoq.mobi pronbrust sapnkbang erosexus.info tamilsexivideo hentaifox.com hentai4all.com sakura x sarada massageroomsex megeno.mobi nude indian girls club.com سكس مصري في الشارع porntur.com افلام سكس الام وابنها